Понедельник, 19.02.2018, 07:11
Аватары и анимация на GIFr.ru
ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
Вы вошли какГость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
Категории раздела
Мои статьи [58]
Календарь
Прогноз погоды
ГОЛОСУЙТЕ
Проголосуй за наш сайт
ФРАЗА ДНЯ
Block title

 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Культура подростков глазами взрослых
«Заурядный человек всегда приспособляется к господствующему мнению и господствующей моде, он считает современное состояние вещей единственно возможным и относится ко всему пассивно, великий же гений всегда задает вопрос: а может быть, это неправильно?»

(Г.К. Лихтенберг)

Многие подростки считают, что родители ничего не понимают в современной моде, культуре. Что большинство взрослых думают о подростках, которые ходят, повязав голову банданой, нацепляют на себя множество бисерно-кожаных фенечек, заплетают волосы в дрэды? Да, подростки не перестают ошеломлять нас внешним видом, манерами, сленгом. Татуировки, немыслимые штаны и невозможные прически, серьги в ухе, носу и... в общем, везде!

Естественно, рассмотреть все проблемы современной молодежной субкультуры мы не сможем, в остановимся только на характеристиках некоторых неформальных группировок и течений. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности.

Носителями молодежной субкультуры являются неформальные объединения, в которых и заложен весь потенциал. Они различаются по характеру социальной нравственности, типу групповых ценностей, особенностями проведения досуга, Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни, не вписывается в привычные правила поведения, стремится жить в соответствии со своими собственными интересами.

Особенностью неформального объединения является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.

Молодежь наша талантлива и изобретательна. А если ничего нового придумать не в силах, заимствует у зарубежных сверстников. Самое же удивительное, что эти чужеродные новшества прекрасно укореняются на безграничных российских просторах и обретают свою самостоятельную жизнь, естественно, с учетом национальных особенностей. Хиппи - «цветы жизни», панки - «падаль», «отбросы», уайтсмоки, роллеры, толкиенисты, паркеры... Перечень можно продолжать еще и еще.

Каковы же увлечения неформальных молодежных организаций? Они самые разнообразные. Так, среди «МУЗЫКАЛЬНЫХ» НЕФОРМАЛОВ известны МЕТАЛЛИСТЫ, РЕЙВЕРЫ, РЭПЕРЫ... Металлисты, как известно, это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле металл.

РЕЙВЕРЫ. «Рейв» (от англ. rave - бред, бессвязная речь) трактуется в «Словаре современного слэнга» Т. Торна (М.: Вече; Персей, 1996} как «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения». Источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, характеризующийся сочетанием энергичных ритмов электронной музыки с яркими световыми эффектами. Рейверы в основном берут модель поведения завсегдатаев ночных клубов- Образ жизни рейвера - ночной. Рейверы носят яркие синтетические одежды, у них крашеные волосы (часто экзотически окрашенные в квадраты, круги), пластиковые солнцезащитные очки, пирсинг, феньки. Их жизнь - сплошное развлечение. Не только дискотеки, наркотики и прочие удовольствия, но и кинематограф, живопись, реже - театр. Идеология рейверов базируется на развлечениях и невмешательстве. Они не считают, что деньги им должны обязательно давать родители. Согласны подработать, но там, где не нужно много трудиться, добывая себе на пропитание. В солидной, престижной фирме, за большие деньги - пожалуйста. Это один из дорогих стилей жизни, он и сейчас распространен среди молодежи. К рейверам примыкают КИСЛОТНИКИ. Они тоже носят экзотически яркие одежды и прически, смысл жизни видят в развлечениях,

К представителям ХИП-ХОП культуры относятся поклонники рэпа (ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами), брейк-данса (вид танца), граффити (настенная живопись, рисунок), экстремальных видов спорта, стритбола (уличный баскетбол). Хип-хоп - это жизнерадостный и энергичный танец. В основе техники танца - прыжковые движения, пружины (hip-hop - «подскакивать», мелко прыгать), смесь мелких движений руками, ногами и головой, легкие трюковые движения. РЭПЕРЫ, праотцы хип-хопа, носят демократичную одежду спортивного стиля: футболки, кроссовки, бейсболки, толстовки с капюшонами, мешковатые штаны, носковидные надвинутые на глаза шапки. Скейтинг, ролики, сноуборд тесно связаны с хип-хоп культурой. Можно вполне уверенно сказать, что они являются ее неотъемлемой частью. Связывать экстрим и хип-хоп воедино стало не только модным, это стало традицией. Простым объяснением является тот факт, что «хопперы», как правило, люди неконсервативные, энергичные и очень подвижные, что, собственно, и способствует их повальному влечению к новым ощущениям. Как известно, такие ощущения кто-то берет в наркотиках, а кто-то в экстремальных видах «агрессивного» спорта. К основным «экстремальностям» можно отнести: парашютинг, серфинг, горные лыжи, альпинизм, спелеологию (изучение пещер), пара планеризм.

Характерными особенностями ПАНКОВ (от англ. punk - гнилье, чепуха) являются любовь к энергичной и музыке (панк-рок), критическое отношение к обществу и политике. Изначально на уличном жаргоне словом рипk называли проституток. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале XX века его относят уже к заключенным-«шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон в значении «грязь», «гнилье», «отбросы». Культ панка - нечистоплотность во всем, отрицание любой власти и социума, отрицание культуры старших. Панки демонстрируют себя на уличных тусовках, агрессивны, устраивают драки, дебоши, употребляют алкоголь и наркотики. Прическа - ирокез - разноцветные стоящие торчком волосы, нередко выбритые по сторонам. Аксессуары: цепи (иногда от унитаза), булавки, рыболовные крючки, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или политическими лозунгами. Одежда нередко рваная и потертая, грязная. Выглядят, пожалуй, наиболее неприглядно из всех субкультур.

R&В (АЙРЕНБИ). Изначальный перевод - ритм и блюз, музыка, исполнявшаяся афроамериканцами в деревнях, потом они привезли ее с собой в крупные города Америки. Сейчас музыкальный стиль сильно изменился, после диско 1980-х. Сейчас переводят как «богатые и красивые» (rich and beautiful). Поклонники этой культуры слушают в основном Дженифер Лопес, Джастина Тимберлея, Тимати. Смотрят МТV, МузТВ, культовый сериал «Клуб». Читают глянцевые журналы. Ведут клубную жизнь.

Если ребенок этим увлечен, то он вряд ли станет наркоманом. Это течение не приемлет наркотиков. Тут царит культ дорогого алкоголя. Но поскольку у ребят денег немного, они не сопьются. Употреблять же дешевый алкоголь им стыдно. Но стоит побеспокоиться о том, что идеал для девчонок - худосочные модели. И все айренбишницы пытаются на них походить. Эти ребята не читают серьезных книг и не смотрят серьезных фильмов. Их удел - глянце- вые журналы.

Среди ПОЛИТИЧЕСКИХ НЕФОРМАЛОВ можно выделить ПАЦИФИСТОВ. Они одобряют борьбу за мир, против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

ГОТЫ. Эта субкультура пришла в Россию с Запада в середине 1990-х годов. Их отличает романтико-депрессивный взгляд на жизнь, выливающийся в замкнутость, частые депрессии, меланхолию и повышенную ранимость. Особо приветствуется эстетика смерти. На вопрос: «Зачем же вы собираетесь?» - они отвечают: «Чтобы вместе подепрессировать». А депрессия может снизойти до гота где угодно. Особенно благоприятны для этого кладбища.

Готы имеют свой имидж, два неизменных основных элемента которого всегда только черный цвет одежды (иногда с элементами красного), а также исключительно серебряные украшения (знак презрения к золоту, символу обычных, избитых ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской крови). Также популярен фиолетовый, синий или темно-зеленый цвет волос. У девушек – плотная черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей – от ярко-красного (кровавого) до черного. Все броское, сексуальное и строгое. Девушка-гот (готесса) каждый день выглядит как искусительная монахиня или средневековая королева. Одежда гота в своих проявлениях весьма разнообразна: от обыкновенной кожаной юбки для девушки до шутовского наряда арлекина для юноши. И мужчина, и женщина-гот могут одеваться почти одинаково, - черные плащи или камзолы с широким поднятым воротником а-ля граф Дракула приемлемы и для тех, и для других. Девушки чаще всего носят корсеты и длинные платья. Японская готика - это стиль «гейша», множество рюшечек и преобладающие красный и зеленый цвета, В имидже готов обоих полов прическа играет важную роль. Волосы могут быть просто прямые и длинные. Или их поднимают гелем, или собирают в большие пучки, часто волосы красят в красный, черный с белыми прядями цвета. Но все же плотный слой белой пудры на лице, черная подводка глаз и губ, рисунок остаются одним из самых главных признаков принадлежности к субкультуре. Основной символ готов - египетский ангх, означавший вечную жизнь. Также часто употребляются и другие египетские символы, такие, как «Глаз Ра». Христианская символика используется реже, по большей части в виде обычных распятий (но в более «стильном» исполнении). Широко используются кельтские кресты и орнаменты. Достаточно обширно представлена оккультная символика - используются перевернутые кресты, восьмиконечные звезды [символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами и т. д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей - встречается множество различных их изображений.

Существуют «готические» художественные и литературные клубы, в которых готы проводят литературные чтения. В Интернете кроме музыкальных страниц существуют арт- и поэтические «готические» сайты.

Название еще одного движения обозначается странным словом «ЭМО». Произошло оно от английского слова emotion - эмоциональный. Нетрудно догадаться, что выражение эмоций – главный принцип этой субкультуры. В большинстве случаев эмо - ранимый, впечатлительный, нередко депрессивный подросток в возрасте от 14 до 19 лет, напоминающий своей чувствительностью и непосредственностью ребенка. Именно поэтому они называют себя эмокидами.

Первоначально эмо зародилось как музыкальное направление, однако очень быстро пересекло границы как музыкальные, так и географические.

Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик, - отличительные особенности эмо. Сегодня эмо достаточно прочно укрепилось в молодежной культуре, появились успешные коммерческие проекты, ознаменовавшие начало «третьей волны», на которой эмо выплеснулось в Россию. В настоящее время стиль этой музыки подразделяется на эмокор. эморок, панк-эмо, скримо и другие. Но по звучанию нынешние группы уже далеки от изначальных эмокоманд.

У этих тинейджеров всегда грустные лица, глаза подведены черным карандашом, на ногтях черный лак, они носят черно-розовую одежду и «рваные» челки, скошенные набок. У девочек смешные заколки и «ободки» в горошек, футболки с мультяшным Губкой Бобом, В одежде преобладают синие или черные джинсы, возможно, с дырками или заплатками, проклепанные ремни, свитера с V-образным вырезом. Обтягивающие футболки с разломленными сердцами, черепками и перекрещенными пистолетами, длинные полосатые шарфы.

Считается, что настоящий эмо должен завести «живой журнал» - виртуальный дневник в черно-розовом оформлении - и регулярно описывать там свои переживания. Чаще всего о том, что они думают о смерти, самоубийстве, о том, что их бросил мальчик или девочка, и непременно о том, что их не понимают родители. Своей чувствительностью и непосредственностью эмо напоминают детей. Есть эмо-герл и эмо-бои, но внешне они почти не отличаются друг от друга: мальчики и девочки подводят глаза черным или розовым, и считается вполне естественным, когда парни пользуются тональным кремом, красят волосы и ногти в черный цвет. Особой популярностью пользуется пирсинг. У большинства эмо-боев проколота губа.

Эмо-дети любят причинить себе боль: чуть-чуть резать себе вены, чтобы пошла кровь, потом сфотографироваться, чтобы показать друзьям - смотрите, мне было так плохо, я так страдал. Но, как считают истинные поклонники движения, эмо-дети часто играют на публику, занимаются позерством, в то время как настоящий эмо должен держать все в себе.

Эмо пропагандируют здоровый образ жизни - нет сигаретам, алкоголю, наркотикам, беспорядочным половым связям. Большинство из них не употребляет нецензурную лексику и не приемлет решение споров за счет физической силы. Некоторые находят культуру эмо мрачной и депрессивной, однако сама по себе она не несет ничего плохого, а наоборот - отстаивает идеи, что помимо материальных ценностей а жизни человека должны быть ценности духовные. Эмоции - вот движущая сила, а главная эмоция - конечно же, любовь.

Эмо-культура не только привлекла многочисленных поклонников, но и породила антиэмо. Многие антиэмо утверждают, что эмо не самостоятельная субкультура, а всего лишь какая-то форма. Возможно, своим грустным видом эмо могут напомнить готов, но они не тусуются на кладбище, не устраивают клятв на крови и не мечтают о смерти. Кроме того, готы контролируют свои эмоции, эмо - нет. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка. Она заставляет трепетать их чувства так сильно, что нередко вызывает слезы. На эмофестах толпы эмокидов в яркой одежде и с мягкими игрушками, не в силах справиться со своими эмоциями, заливают слезами танцпоп. Они могут всплакнуть под грустный мотив, но никогда не будут делать из этого цирковое шоу.

По большому счету, эмо есть проявление юношеского максимализма с делением всего на хорошее и плохое, черное и розовое, неумением контролировать свои эмоции, боязнью окружающего мира и реальной жизни, неуверенностью в себе и своем будущем. Эмо сейчас популярно, потому что модно. Сегодня трудно представить себе перспективы и будущее этого движения. Нам остается только признать, что оно есть.

ДИГГЕРЫ. Занимаются освоением городских подземных коммуникаций. Образ жизни - путешествия по речным руслам, тоннелям подземного города. Они составляют карты подземных городов.

ГОПНИКИ. Считают себя «среднестатистическими пацанами» и гордятся этим. Поведение характеризуется бравадой, порой неуважительным отношением к младшим и старшим по возрасту, отрицательной реакцией на замечания. Они пренебрежительно относятся ко всем молодежным организациям и движениям, к интеллигентной, студенческой молодежи.

МАЖОРЫ. Изначально - советская «золотая молодежь», воспринимались как антипод субкультуры гопников. Интересы в основном связаны с вещами, деньгами, куплей-продажей.

СКИНХЕДЫ исповедуют расистскую идеологию, называют себя «правыми», «воинами», «штурмовиками». Они в основной массе и устраивают «силовые акции», т. е. избиения, если им кажется, что «чужаку», виновному, например, в изнасиловании, удалось избежать правосудия. Еще избивают «для профилактики», чтобы «пришельцы» не чувствовали себя хозяевами в том или ином регионе. Занимаются спортом (бокс, карате, кикбоксинг и т.д.). Некоторые в условиях строгой конспирации проводят драки стенка на стенку (без ножей, цепей, кастетов и т. д., только на кулаках), «для обретения опыта в массовой драке». Драки своих иногда записываются на видео, которое продается иностранцам. На вырученные деньги арендуются спортзалы. Разновидность - скинхеды-фашисты, использующие гитлеровскую символику и разделяющие идеи Гитлера. Оказывается, есть и скинхеды-антифашисты (или S.Н.А.R.Р.), цель которых - бить скинхедов-наци, что они постоянно и делают. Иногда носят значки с аббревиатурой S.Н.А.R.Р. (Skinheads Against Racial Prejudices - скинхеды против расовых предрассудков) и цифрами 4 и 6 (четвертая и шестая буква латинского алфавита – destroy fascism).

В России скинхеды появились в начале 1990-х, предпочитают называть себя бритоголовыми. В одежде они подражают своим западным единомышленникам. Особенностью российских скинов является любовь к флагу рабовладельческой Конфедерации, нашиваемому обычно на рукав или (если нашивка большая) на спину куртки-«бомбера». В ходу также (хотя и менее распространены) нашивки в виде свастики, кельтского креста, портрета Гитлера, числа 88 (то есть Heil Hitler) или букв WР (White Power). Скины обычно не носят с собой никакого оружия (чтобы не «привлекли»), но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку. Украшают ремень якобы декоративной цепью (на самом деле цепь делает этот импровизированный кастет более опасным). Наши скины- приверженцы музыкального стиля вой»! Больше всего музыкальных скингрупп в Москве: «Штурм», «Русское гетто» (с 1997 года - «Коловрат»), «Белые бульдоги», «Радагаст», «Вандала, «Дивизион», «Крэк» и другие. Популярна также «панк-ой!» - группа «Террор». Они и задают тон в русской музыкальной скин-культуре. Конкуренцию москвичам создают разве только две группы из Петербурга и Ярославля, первоначально называвшиеся одинаково - «Tottenkopf» (в честь дивизии СС «Мертвая голова»). Тексты песен скин-групп, как правило, довольно примитивны и не производят, при своей агрессивности, сильного эстетического впечатления.

Существует скин-пресса: журналы «Под ноль», «Белое сопротивление», «Отвертка», «Стоп», «Я - белый», «Streetfigher». Наполовину скинхедским является ультраправый контркультурный журнал «Сполохи». Есть даже рассчитанные на скинов ультраправые сайты в Интернете, включая «русское зеркало» американского скинхедского сайта «5тогтггоп(».

Большинство скинов объединено в маленькие банды по месту жительства или учебы (процентов на 80 скины - это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные), которые, строго говоря, не являются политическими организациями. Но в Москве существуют две политизированные жестко иерархизированные скинхедские организации. Они также создали а Интернете сайт «Русские бритоголовые». Скинхеды, как и прочие мало-мальски идеологизированные молодежные субкультуры, пришли в Россию с Запада. Но, в отличие от других молодежных субкультур (с которыми у нас в стране либо боролись, либо, напротив, рекламировали или подробно и широко освещали в прессе), скинхеды остаются для «взрослого» мира темой неизвестной.

Ведущие представители НЕФОРМАЛОВ-«СПОРТСМЕНОВ» - знаменитые футбольные фанаты. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола. Фанатское времяпрепровождение потребляет немало средств, которые подросток выпрашивает у родителей либо пытается раздобыть самостоятельно, занимаясь препродажей дисков, альбомов. Школа скучна. Трибуны непредсказуемы. Вот подростку и кажется, что его там ждут приключения, неординарные и захватывающие переживания. Шанс вырваться из рутинной жизни, где ему не светит никаких побед, где он навсегда только двоечник и неудачник, как он считает. Внедрение подростка в иерархию фанатов начинается с того, что он просто «сидит с краю», потихоньку прибивается к сплоченной группе. Постепенно он усваивает правила, существующие в фанатском сообществе, приобретает соответствующую одежду и атрибутику. Его замечают бывалые фанаты. И вот он уже на трибуне рядом с ними, кричит, поет, идет в «боевом строю», размахивая флагом и обмотавшись шарфом с символикой футбольной команды, за которую болеет. В конце концов ввязывается в драку с теми, у кого этот шарф другого цвета, бегает от милиции и чувствует себя героем. Дело сделано, подросток втянулся. Теперь он настоящий фанат. Вернуть его к обычной жизни, к учебе трудно.

Что такое ФАНАТСТВО? Это одновременно и хобби, и образ жизни. Привычные увлечения вроде собирания марок не порождают фанатства. Фанатствуют коллекционеры новомодных штучек. Совсем недавно появились фанаты-«стикероманы» - собиратели стикеров, особых тематических наклеек, в специальные альбомы. Еще есть фанаты популярных сериалов, которые также отличаются от любителей кино. Чем же фанат отличается от простого любителя и собирателя чего бы то ни было? Оказывается, несколькими взаимосвязанными качествами, и отнюдь не позитивными. Собиратель марок обязательно интересуется тем, что на них изображено. Если у него тематическая коллекция (космическая например), то юный филателист отлично разбирается в истории освоения космоса, «стикероман» же спешит только поскорее заклеить альбом. Меломан знает музыку и нередко сам играет на каком-нибудь инструменте. Фанату поп-звезды музыка не интересна, сам он ни на чем не играет, зато знает, где живет его кумир, номер телефона и с упоением перебирает сплетни о нем в Интернете.

Попав в группу фанатов, подросток удовлетворяет целый ряд потребностей:

• в безопасности, защищенности, в кругу «своих»;

• в риске;

• в разрядке нервно-психического напряжения;

• в автономии, независимости от взрослых;

• в признании среди «своих», в завоевании социального статуса в кругу себе подобных;

• в получении интересной ему информации и острых впечатлений;

• в ощущении своей нужности друзьям.

Простых и эффективных средств, с помощью которых можно «извлечь» подростка из фанатской среды, не существует. И взрослым придется запастись терпением. Если подросток стал фанатом, значит, это единственное, где он нашел себя. Скандалы, крики, запреты тут не помогут. Только окончательно могут испортить отношения в семье. Советы по преодолению фанатства, как и других форм отклоняющегося поведения, не новы: попробуйте предложить подростку более конструктивные пути для самореализации.

 

(Материал см.: Видов Н. Движение на три буквы // Мы. 2007. № 8;)

Категория: Мои статьи | Добавил: svtisaeva (22.01.2011)
Просмотров: 3262 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Отвалите от нас, зачем вы к нам лезете?!
Все пытаются понять нас...
А не надо нас понимать!
Что хотим, то и делаем! angry wacko

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Администратор сайта Исаева С.Б.
Поиск
Наш опрос
Про школьную форму
Всего ответов: 328
Кто вы?
Всего ответов: 767
Друзья сайта
  • Официальный сайт ЗАТО городского округа Звёздный городок
  • Сеть творческих учителей

    Блог школьного Всезнайки

    Образование
    Кнопочка сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт управляется системой uCoz
    Наши гости

    счетчик посещений