Четверг, 22.02.2018, 01:35
Аватары и анимация на GIFr.ru
ГлавнаяМой профильРегистрацияВыходВход
Вы вошли какГость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
МЕНЮ САЙТА
Категории раздела
Мои статьи [58]
Календарь
Прогноз погоды
ГОЛОСУЙТЕ
Проголосуй за наш сайт
ФРАЗА ДНЯ
Block title

 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний

Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правиль­ного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур, психо­логического комфорта.

Остановимся подробно на последнем факторе — значе­нии психологического комфорта для здоровья ребенка.

Очень часто психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка. Фрустрация - психическое состояние, выражающееся в  особенностях переживаний и поведения, вызываемых  препятствиями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.  Прежде всего сюда относится известный феномен депривации, когда ребенок лишен материнского внимания и заботы, выступает в роли «пренебрегаемого»,  в результате чего наблюдается задержка в его психическом и физическом развитии.

При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей детского дошкольного уч­реждения или учителей школы дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приво­дящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказыва­ется на психическом и физическом здоровье ребенка. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как пра­вило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до мини­мума сводить общение со взрослыми и сверстниками, отка­зываются от контакта с незнакомыми им людьми, в ситуа­ции школьного обучения не отвечают на вопросы, т. к. боят­ся допустить ошибку, за которой может последовать наказа­ние. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение еще не вполне окрепшей нервной системы ребенка, что при­водит к различным соматическим и функциональным забо­леваниям.

В основе школьных неврозов, часто проявляющихся в виде различных заболеваний (бронхиальные астмы, присту­пы рвоты или головной боли и т. д.), как правило, лежит фрустрация одной или нескольких детских потребностей.

Так, замечено, что очень часто приступы бронхиальной астмы впервые возникают у детей, когда они начинают по­сещать детский сад или школу. При этом детям явно не нравится то заведение, куда их определили. Причины мо­гут быть самые разнообразные: злая, крикливая воспита­тельница или учительница, обижающие дети-драчуны, по­стоянно испытываемый неуспех в школе из-за неподготов­ленности к школьному обучению. Все эти причины приво­дят к психологическому дискомфорту, следствием которого могут быть заболевания, имеющие невротический характер. Конечно, дети-невротики, наиболее подверженные послед­ствиям психологического дискомфорта, имеют предраспо­ложенность к нервным расстройствам в результате тех или иных особенностей функционирования нервной системы. Но в последнее время таких ребят становится все больше и больше, а потому необходимы специальные профилактичес­кие меры, направленные на предупреждение психосомати­ческих заболеваний.

Бытует мнение, что ребята до школы обязательно дол­жны ходить в детский сад, чтобы научиться адаптироваться в детском коллективе. Многие родители считают, что иначе ребенок не научится постоять за себя. Но дело в том, что если малыш от природы боязлив, не любит шумной боль­шой компании детей, не умеет драться и "дать сдачи", то детское дошкольное учреждение становится для его неокреп­шей еще нервной системы тяжелым испытанием. Он не толь­ко не научится адаптироваться в детском коллективе, но, наоборот, еще больше замкнется в себе, что опять-таки приведет к нарушению психологического комфорта.

Причины стрессовых перегрузок: 1) длительное нахож­дение в большом коллективе сверстников, часть из которых может быть неприятна ребенку; 2) строгие дисциплинарные пра­вила, за невыполнение которых следует наказание; 3) фрустрация каких-то потребностей ребенка; 4) общение сразу со многими взрослыми людьми, от которых зависит ребенок, часть из которых может быть ему неприятна.

Вероятно, спокойное, воспитание в семье позволяет окрепнуть нервной системе ребенка и предохраняет его от раннего развития психосома­тических заболеваний.

Особое внимание следует обратить на шестилетних детей, которые, как правило, в силу своих возрастных особеннос­тей не готовы еще к школьному обучению и потому испы­тывают в школе серьезные психологические и физические перегрузки, приводящие к истощению их пока еще не ок­репшей нервной системы.

Чрезвычайно важно, чтобы ученик пришел в школу без страха наказания за ошибки, иначе он не сможет учиться, т. к. чрезмерная тревога будет разрушать его деятельность. Это обстоятельство необходимо учитывать всем взрослым, каким-либо образом обучающим ребенка (и родителям, и воспитателям детских дошкольных учреждений, и учите­лям). За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, чтобы он понял, как сделать правильно.

Заболевания ребен­ка нередко являются защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации. Если ребенку плохо в каком-то детском учреждении, то бо­лезнь позволяет не ходить туда. Кроме того, во время болезни ребенок испытывает повышенное внимание и заботу взрос­лых, чего ему может так недоставать в обыденной жизни.

Как показывает опыт, к примеру дети-молчуны не уверены в своих силах. Они уже встречались с санкциями за сделанные ошибки, в результате чего предпочитают вообще не выпол­нить задание, чем подвергнуться опасности ошибиться. В школе они адаптируются с большим трудом, т. к. не отвечая на вопросы учителя, быстро зачисляются в разряд неуспева­ющих. Фактически такие дети нуждаются в психологической помощи до начала школьных занятий, т. е. их необходимо выявлять еще в детском саду (как, впрочем, и всех осталь­ных детей, не готовых к школе). Ведь чем раньше будет оказана ребенку психологическая помощь, тем более эф­фективной она окажется.

Таким образом, профилактика психосоматических забо­леваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения, и далее в соответствии с его жизненно важ­ными потребностями. Решение этой задачи возможно только в том случае, если взрослые, воспитывающие и обучающие детей, знакомы с возрастными закономерностями психичес­кого развития ребенка и способны применить на практике принцип индивидуального подхода к нему.

Категория: Мои статьи | Добавил: svtisaeva (23.01.2011)
Просмотров: 2169 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Администратор сайта Исаева С.Б.
Поиск
Наш опрос
Про школьную форму
Всего ответов: 328
Кто вы?
Всего ответов: 767
Друзья сайта
  • Официальный сайт ЗАТО городского округа Звёздный городок
  • Сеть творческих учителей

    Блог школьного Всезнайки

    Образование
    Кнопочка сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт управляется системой uCoz
    Наши гости

    счетчик посещений